Пакистан
Валюта
Пакистанская рупия (PRe, singular; PRs, plural) состоит из 100 пайсов. В ходу банкноты номиналом 1000, 500, 100, 50, 10, 5, 2 и 1 рупия. Монеты достоинством в 2 и 1 рупию, 50, 25 и 10 пайсов. Разрешен вывоз из страны не более 500 рупий. Ввоз рупий не ограничен. На ввоз-вывоз иностранной валюты ограничений нет.
Режим работы банков: с 09.00 до 13.30 часов с понедельника по субботу (с 09.00 до 12.00 часов по пятницам). Кредитные карточки American Express принимаются практически повсеместно. MasterCard, Diners Club и Visa принимаются не везде. Проконсультируйтесь со своей кредитной компанией по механизму совершения покупок и другим доступным услугам. Дорожные чеки. С ними работают большинство банков, 4-х и 5-ти звездочные отели и крупные магазины. Во избежание дополнительных расходов по их обмену рекомендуется иметь дорожные чеки в долларах США или фунтах стерлингов.
Политика
Глава государства - президент. Законодательный орган - двухпалатный парламент. В политической и общественной жизни сильное влияние имеют исламские партии и традиции.
Информация о визе
Визовый режим. Визы требуются для всех, кроме транзитных пассажиров, следующих в другую страну тем же, либо первым рейсом при наличии действительного билета и нахождения в аэропорту. Документы, необходимые для оформления визы: действующий загранпаспорт, 1 заполненная форма заявления, 2 фотографии паспортного формата, подтвержденный обратный билет или билет для дальнейшего следования, для командировочных - приглашение пакистанской организации.
Приезжие, чье пребывание в стране превышает 30 дней, должны зарегистрироваться в ближайшем отделе Регистрации Иностранцев. Плата за оформление визы варьируется в зависимости от национальности. Гражданам определенных (в основном - исламских) стран визы оформляются бесплатно, но в таком случае претенденты на визу должны позаботиться о них заранее.
Визы до 3-х месяцев действительны в течении полугода от даты оформления. По многоразовой визе разрешается въезжать в страну шесть раз в течение одного года на срок до 3-х месяцев в каждый приезд. Для всех необходим паспорт, действующий еще в течение 6-ти месяцев после окончания срока пребывания в стране.
Пакистан отказывает во въезде гражданам Израиля даже при транзите через страну. Гражданам Афганистана не разрешается въезд в страну, если у них имеется отметка в паспорте или билет, подтверждающие нахождение в Индии.
Необходима специальная прививка по следующим заболеваниям: желтой лихорадке, холере, тифу и полиомиелиту, малярии и пищевым отравлениям, риск заболевания которыми существует при пребывании в Пакистане. Туристам настоятельно рекомендуется оформлять полную медицинскую страховку до отбытия в страну.
Таможенный контроль
Ввоз и вывоз иностранной (кроме израильской) валюты не ограничен (декларация обязательна), национальной - запрещён. Без уплаты таможенной пошлины в Пакистан можно ввезти следующие товары: до 200 сигарет или 50 сигар или 500 гр. табака, 250 мл. духов и туалетной воды (распакованной), подарки, не превышающие по стоимости 2000 PRs. Запрещен ввоз алкоголя, наркотиков, порнографии, огнестрельного оружия, спичек, растений, фруктов и овощей. Запрещен вывоз антиквариата.
Карачи
Хорошо начать осмотр с Мавзолея Хаида-и-Азама - памятника основателю Пакистана Али Джинну, который можно благосклонно назвать знаменательным в своем роде. Более впечатляющей представляется беломраморная Мечеть Общества Национальной Защиты. Осматривая ее единственный купол, как считают, крупнейший в мире, следите, чтобы язык не провалился внутрь. Сразу за Мечетью находится Дом Медового Месяца, в котором родился Ага Хан. К достопримечательностям Карачи относятся также: Собор Святой Троицы; Церковь Святого Андрея; городской зверинец; Зороастрийская Башня Молчания, где обычно оставляли умерших на расправу стервятников. Южный район города называется Клифтон - бывшее место отдыха британцев. Он сейчас является изысканным прибрежным курортом для местных богачей. На общественных и немного неухоженных курортах Клифтон Бич и Минорских островов людей не много. Седар - центральная часть города - это основное торговое место с процветающими рынками, на которых продаются ковры, шубы, кожаные куртки, кошельки из змеиной кожи, шелковые шарфы и наибольшее количество изделий народных промыслов в стране. Если возможны путешествия за пределы Карачи, то стоит посмотреть археологические раскопки Моенджорадо - бывший главный город индусской цивилизации, и Усыпальницы Чаукунди.
Лахор
В числе городских достопримечательностей можно назвать: Молл - место парков и построек решительно британского толка; самый большой и лучший в стране Лахорский Музей; пушку Кима - орудие, увековеченное в произведении Киплинга "Ким"; колледж Айтчисона - до боли красивое здание государственной школы, гордящейся тем, что в ней учился Имран Хан; Лахорскую Крепость с величественными дворцами, залами и садами. В Старом Городе, узкие улочки которого запружены рикшами, повозками, лоточниками и женщинами в парандже, расположено такое количество мечетей, усыпальниц и мавзолеев, что не хватит места их перечислять.
Пенджаб
Визитной карточкой района является процветающий и гостеприимный город Бахавальпур. Отсюда начинаются маршруты к Чолистану - пустынному району с разбросанными по нему поселениями кочевников и разрушенных ветрами крепостей, или к Национальному Парку Лаль Суханра - большому заповеднику. Дальше на севере расположен город Харрапа, который после Моенджорадо считается вторым по значению индусской цивилизации в долине.
Город Равальпинди похож как две капли воды на Исламабад.
Отсюда также можно добраться до Таксилы (археологического центра) и к Хасану Абдулю - городу святого паломничества. Северные области Пешавара - Сват - известны своими самыми восхитительными пейзажами Северного Пакистана. Читраль считается относительно незагрязненным районом с буйной растительностью и замечательными пешими маршрутами. Страдающим головокружением следует избегать езды по Индус Кошитан - стране величавых вершин и бездонных ущелий с еще лучшими маршрутами для походов.
Северные области
По Северным областям редко ступает нога туриста, но те, кто отваживается заглянуть сюда, достигают Джилджита - административного центра. Долина Балистана, когда-то неизведанная местность, сейчас является местом сбора альпинистов мирового класса с отличными маршрутами и великолепными пейзажами. Не менее впечатляющим, но более доступным является район Ханзы, Нагара и Гохаля. Полюбуйтесь террасами орошаемой земли, бахромой спускающихся вниз по склонам к китайской границе.
Археологические раскопки на территории нынешнего Пакистана привели к производящим глубокое впечатление результатам, которые говорят о существовании еще 4500 лет назад в долине реки Инд, где сейчас находится нынешний Пакистан, высокоразвитой цивилизации, называемой Харрапской. Причина ее упадка неизвестна. Общепринятой причиной ее падения считается ряд последовательных нападений и завоеваний Ариев и Индо-европейских воинственных племен с кавказского региона в период приблизительно с 2000г. по 1400г. до н.э. В 500 г до н.э. арийские захватчики были замещены персами, а в 326 г. до н.э. Александром Македонским. В тот период господствовала буддийская, Гандарская (Gandhara) культура. За 200 лет правления династии Кушанов (Kushan), которая берет начало в 50 гг. н.э., Таксила, ныне город неподалеку от Исламбада, стал прославленным культурным, просветительским и философским центром.
Исламская история Пакистана начинается в 8 веке н.э., с приходом мусульманских захватчиков.
710-716 войска под командованием видного омейядского военачальника Мухаммада ибн Касима захватили Синд и южный Пенджаб. Тех, кто не принял мусульманство, новые арабские власти обязали платить специальную подушную подать на иноверцев - джизию, но им была оставлена свобода в отправлении религиозных обрядов и в сфере культурной жизни. От людей не требовалась обязательная военная служба, но если они на нее поступали, то освобождались от джизии и получали положенные жалованье и вознаграждение. С 16 по 17 век, большая часть Южной Азии находилась под влиянием империи Моголов, в том числе и территория нынешнего Пакистана.
В 18 в. общины индусов, мусульман и сикхов вступили в междоусобную борьбу за лидерство, но не смогли противостоять англичанам, которые заполнили политический вакуум, образовавшийся после упадка державы Великих Моголов.
В 19 в. территория Пакистана была захвачена английскими войсками и включена в состав Британской Индии. Бенгалия была завоевана в 1757, Синд в 1843 и Пенджаб в 1849.
В 1947 г. преимущественно мусульманские районы Британской Индии образовали независимый Пакистан. Восточная и западная части новообразованного государства были отдалены друг от друга на 1600 км. Между ними располагалась территория Индии.
В 1965 и 1971 гг. Пакистан находился в состоянии военного конфликта с Индией.
В 1971 г. восточная часть Пакистана, населенная бенгальцами провозгласила себя независимым государством Бангладеш.
В 1977 г. в стране произошел военный переворот.
В 1988 г. после гибели диктатора Зия-уль-Хака в авиационной катастрофе, власть перешла к гражданскому правительству.
В 1999 г после военного переворота к власти пришли военные под руководством генерала Первеза Мушаррафа, нынешнего президента Пакистана. В стране было объявлено чрезвычайное положение, распущены парламент и Национальная ассамблея, приостановлено действие конституции.
В июне 2001 Мушарраф стал президентом Пакистана и сохранил за собой посты главы исполнительной власти и вооруженных сил. В мае 2002 года после результатов референдума был избран президентом на второй срок.
Октябрь - март - прохладный сезон. Прохладный конечно по отношению к жаркому. Для России он кажется вполне теплым.
Март - июнь - жаркий, в это время на юге страны становится удушающее жарко и влажно, а на севере погода умеренная и достаточно приятная.
Июль - сентябрь - дождливый сезон.
Пакистанская кухня основывается на использовании соусов кэрри или "масалы" (острых и горячих), сопровождающих блюда из птицы, баранины, креветок и разнообразных кушаний из овощей. Стоит упомянуть "браин масала", "бирьяни" (рис с бараниной, птицей, приправами и кефиром), плов (то же самое, не такое острое) и "саг гошт" (соус кэрри со шпинатом и бараниной). Центром кухни Могул, известной под названием "моглай", считается город Лахом. Для этой кухни характерны такие блюда, как куриные "тандури", шашлык (запеченное на шампурах мясо), "шами-кебаб" (мясной фарш или кусочки мяса, зажаренные в масле или жирах), "тикка-кебаб" (запеченная и остро приправленная говядина или баранина) и куриная "тикка" (остро приправленная и запеченная по частям курица). Десерты представлены кондитерскими изделиями, "шархи туркай" (нарезанный кусочками хлеб, разогретый в молоке или сметане, подслащенный сиропом и подаваемый с орехами и шафраном), халва (сладости с яйцом, морковью, кукурузным кремом, суджи и орехами) и "фирни" (похожий на ванильный заварной крем). Также везде можно отведать блюда западной и китайской кухни.
Национальным напитком считается чай с молоком, который пьют горячим, крепким и очень сладким. Алкогольные напитки продаются только в отелях тем, кто имеет специальное разрешение на покупку алкоголя от Комитета по Налогообложению и Акцизам. Вино стоит дорого и продается только в высококлассных ресторанах. Везде продается местное пиво и газированная вода в баночках. В стране нет баров, так как существующие строгие противоалкогольные законы запрещают употреблять алкоголь в общественных местах. Официанты обслуживают посетителей только в крупных ресторанах и отелях. Туристы должны остерегаться употреблять водопроводную воду. Вода в бутылках продается везде, но перед ее употреблением необходимо убедиться в целостности укупорки.
Пакистанцы – религиозный народ. Вы часто увидите людей молящимися. Некоторые водители останавливаются в час молитвы, выходят и совершают намаз. Этим же стараются заниматься и в поезде, даже в переполненном. Пусть это вас не удивляет.
Пакистанцы отправляют естественные надобности где попало: в городские канавы, на тротуары, у стен собственных домов, в пустыне, на дороге и т.д.. Пусть и это вас не удивляет.
Пакистанцы довольно гостеприимны и любят зазывать путника в гости и на ночлег. Покормить автостопщика желает каждый третий водитель. Однако, в пакистанских харчах очень много перца и специй, почти как в Индии. Поэтому ваш желудок может противиться местным угощениям.
В местных столовых не поддерживается иранская чистота. Сырая "питьевая" вода, нечистые тарелки и другие ёмкости могут удивить вас. Избегайте пития сырой пакистанской воды, говорите, что предпочитаете чай.
В Пакистане живёт около полутора миллионов афганцев – беженцы и просто коммерсанты. Больше всего их в городах Кветта и Пешавар. Под Пешаваром (на юг) есть городок Дера, где производят все виды стрелкового оружия. Там его и продают. Стоят дорого. В этот городок нужен пермит (разрешение), получаемое в Пешаваре за небольшую сумму. Можно и без пермита.
При покупках принято торговаться, ибо продавец, видя богатого иностранца, пытается завысить цену (иногда в десятки раз!). Это же относится к дальнему рейсовому транспорту. При определённой наглости можно сторговаться даже выгоднее, чем местные жители.
Сертификат о прививках, как и свидетельство на СПИД, не требуется. При ввозе животных требуется сертификат о прививках. Карантин отсутствует.
Пакистанские дороги – среднего качества, лучше, чем в Афганистане. Но с большим потоком ослов, телег, лошадей и коров, а также пешеходов, среди коих ползут медленные, огромные, как горы, грузовики.
Пакистанские водители хорошо относятся к автостопщикам, и готовы не только подвезти их, но и накормить или оставить на ночлег. На глухих трассах останавливается первая же или вторая машина. На оживлённых трассах трудно простоять более 15 минут. Грузовики денег не просят, но лучше предупреждать. Много и частных машин. Действует и автобусный стоп.
В Пакистане принято ездить в кузовах, на крышах кабин грузовиков и на автобусах, и количество пассажиров, которых возьмёт одна машина, ничем не ограничено. Однако, грузовики, берущие лучше всего, очень медленно едут, особенно в гору. Легковушки быстрее, но их меньше, поэтому, голосуя только по ним, вы вряд ли существенно ускорите своё путешествие. Менты на постах порой беспокоятся за вашу безопасность и задерживают автостоп.
Мудрецы проходили автостопом трассы Кветта–Тафтан (поток невелик), Кветта–Суккур–Мултан–Лахор (поток больше), Лахор–Исламабад (главная трасса страны, поток велик), Кветта–Дерагазихан–Мултан (поток невелик), и др. С.Лекай и В.Шарлаев проехали Каракорумский хайвей на Китай в 2002 г – он асфальтирован, машин весьма много. Но китайские машины в Пакистан не ездят. Также в Китай пакистанские машины не ходят.
Как добраться
Один рейс Аэрофлота в неделю по маршруту Карачи—Москва, морским путем Карачи—Находка, Карачи—Новороссийск (только грузовые перевозки).
Расстояние от аэропорта Исламабада до посольства — 25 км, от аэропорта Карачи до генконсульства — 25 км, от порта Карачи до генконсульства — 10 км. Стоимость проезда на такси —5—12 рупий за км или же цена оговаривается с водителем. Стоимость общественного транспорта: междугородный автобус — 25 рупий за км, городской автобус 2—9 рупий за остановку.
Поезда
Пакистанские поезда быстры и порою так набиты народом, что контролёр не помещается в них.
Официальная стоимость проезда в Пакистане невелика. От Кветты до Лахора (сутки езды) во втором классе будет стоить около $5; от Карачи до Лахора чуть дороже. Впрочем, есть возможность ещё более дёшево пользоваться пакистанскими поездами, если получить скидку (для иностранных туристов она составляет 25%, а для иностранных студентов 50%). Но чтобы получить эту скидку, нужно найти в городе офис конторы Pakistan Tourism Development Corporation (PTDC) и получить письмо к начальнику ж.д. станции, через которого уже получить скидку в билетной кассе. Но дешевле, наверное, договориться с контролёром...
Лахор–Мултан–Суккур–Карачи. Самая оживлённая ж.д. магистраль страны, соединяющая два крупнейших города Пакистана. Народу набивается много.
Суккур–Кветта. Однопутка, построенная в конце прошлого века англичанами, идёт через горные перевалы, очень красиво, поезд еле тащится. Народу не очень много, как следствие – возможны контролёры.
Кветта–Тафтан–Захедан. Сей международный поезд ходит один раз в неделю. Сущность его неизвестна. Проще и быстрее проехать этот участок по параллельной трассе автостопом.
Лахор–Равалпинди–Пешавар. Одна из основных ж.д. страны. Сущность неизвестна.